0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактора юмз модельный ряд

ЮМЗ (Южный Машиностроительный Завод)

Государственное Предприятие «Производственное Объединение Южный Машиностроительный Завод имени А. М. Макарова»

«Южный машиностроительный завод» (в обиходе «Южмаш») задумывался как автомобильный колосс СССР. Еще продолжалась война, а на южной окраине Днепропетровска началось строительство завода. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы.

После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 «Украинец» и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 (Сталинская премия 1951 г.) были рекомендованы к серийному производству. До пуска первой очереди ДАЗа (300 тыс. грузовых автомобилей в год) оставались считанные дни, но весной 1951 года военному ведомству удалось отобрать у автомобилистов практически построенный гигант и, окружив его высоким забором и рядами колючей проволоки, превратить в завод-невидимку. В обстановке строжайшей секретности на заводе начали сборку ракет, которые фактически были копией немецких ФАУ-2. Продолжалось это недолго: днепропетровцам удалось создать принципиально новую боевую технику, по основным характеристикам превзошедшую и немецкие ракеты, и боевые ракеты С.Королева, а впоследствии даже те, что создавались за океаном.

Выпускал «Южмаш» и мирную продукцию: великолепные космические носители, уникальные космические аппараты, трактора, экспортировавшиеся в 40 стран мира, но в историю «холодной войны» он вошел крупнейшим ракетным заводом мира, этаким монстром боевого ракетостроения.

Тракторы всегда служили прикрытием ракетного производства. Даже тогда, когда была создана собственная, южмашевская модель трактора, он выпускался и экспортировался под маркой «Беларусь». Лишь в конце 70-х (спустя больше четверти века с начала производства) южмашевцам удалось восстановить истину — тракторы обрели товарную марку «ЮМЗ».

Трактор «ЮМЗ» был лучшим в стране. (Первому присвоен Знак качества, он признавался лучшей машиной года, имел самый высокий моторесурс). Он полностью изготавливался на оборонных предприятиях. Дизель выпускал Рыбинский авиационный завод, муфту сцепления поставлял Ковровский завод стрелкового оружия. С распадом Союза распалась и кооперация. Возросли цены на дизель и на все комплектующие. Оборотные средства съела инфляция, повысились налоги на товаропроизводителя. Цена трактора резко поднялась, его перестали покупать, завод был вынужден сократить производство…

Сейчас завод переживает далеко не лучшие времена, значительно снизились темпы выпуска продукции, предприятие является крупнейшим в регионе должником за энергоносители. Раньше за год «Южмаш» выпускал примерно сто боевых ракет, ныне — пять-семь космических носителей, в 80-х годах с конвейера «Южмаша» ежегодно сходило 60 000 тракторов, в 1996-м — 2881 трактор.

Тракторы ЮМЗ. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Разработка и выпуск

Трактора ЮМЗ — это универсальные колесные машины, выполнявшие сельскохозяйственные и транспортные работы. Разработчиком тракторов являлся Южный машиностроительный завод известный также как завод им. Л. И. Брежнева. Предприятие выпускало не только трактора. Основным объектом производства завода были ракеты, ракетные двигатели, а также другая наукоемкая продукция, на разработку и производство которой были брошены силы конструкторов, механиков и инженеров еще советского на то время государства. Другие названия ЮМЗ — «Южмаш», «ДАЗ» (Днепропетровский автомобильный завод).

По мнению, сложившемуся за годы существования тракторов производства ЮМЗ, эти машины считались лучшими в Украине и в близлежащих государствах. Трактора ЮМЗ поставлялись в страны Прибалтики, Россию, Казахстан, Узбекистан и Польшу. Некоторая часть техники даже экспортировалась за рубеж, например, на Кубу, в Китай и Японию. Спустя два года с момента выхода первого ЮМЗ 6, было выпущено уже 100 тысяч экземпляров данной техники.

Старт производства начался с того, что в начале 60-х годов прошлого века была запущена линия выпуска тракторов МТЗ-5ЛС. Их производил Минский тракторный завод совместно с украинскими инженерами и механиками. Маркировка техники сохранилась, и трактора, сошедшие с конвейера МТЗ, стали известны как «Беларусь».

Позднее, после создания собственной тракторной машины от Южмаш, продолжался выпуск и экспорт уже известной «Беларуси». В конце 70-х, наконец, появилась торговая марка «ЮМЗ», машины, со знаком которой теперь можно купить на ходу и в хорошем состоянии по всей стране.

Тракторные машины от ЮМЗ считались в те годы лучшими и получили отметку «Знак качества». Также, они не раз признавались лучшей сельскохозяйственной машиной года. Эта техника отличалась высоким моторесурсом, ведь базой производства было оборонное предприятие с лучшими специалистами, материалами и самыми последними техническими разработками.

Модельный ряд

Модельный ряд тракторов от ЮМЗ был действительно обширным. Условно, его можно разделить на две категории — оригинальный МТЗ 5 ЛС и ЮМЗ 6, в которые входили определенные модификации машин:

  • МТЗ-5ЛС «Беларусь» — под данной торговой маркой мир увидела оригинальная модель МТЗ-5ЛС;
  • ЮМЗ-6Л «Беларусь»;
  • ЮМЗ-6М «Беларусь» (решетка радиатора округлой формы, как и на модификациях 6Л);
  • ЮМЗ-6АЛ ;
  • ЮМЗ-6АМ (как и АЛ, отличались прямоугольным капотом, более удобным рулем, усовершенствованной панелью приборов);
  • ЮМЗ-6КМ;
  • ЮМЗ-6КЛ (как и у моделей 6 КМ, улучшенный обзор кабины, без с/х системы навесного оборудования, приспособлены для работы с оборудованием для бульдозера, экскаватора).
Читать еще:  Трактор ртм 160 отзывы владельцев

В аббревиатуре обозначения буква «Л» означает наличие пускового двигателя, а буква «М» — наличие электростартера.

Базой для ЮМЗ 6 и их модификаций послужил именно МТЗ-5. Окончательно выпуск машин прекратился в 2001 году. С тех пор в коммунальных и фермерских хозяйствах частного и государственного образца можно найти лишь б/у модели тракторов ЮМЗ.

Общеизвестно, что в 1974 году документация на производство ЮМЗ6 была продана Швеции. Именно этот трактор послужил основой для разработки будущего трактора Volvo VM700.

На фото представлен трактор ЮМЗ-6АКМ, выполняющий чистку снега.

Технические характеристики

Трактора ЮМЗ заслужили свою популярность не даром: это одни из самых простых в управлении, надежных и крепких машин, выполняющих большой перечень работ с почвой.

Кроме того, они способны работать в разном температурном режиме, на рынке предлагается огромное количество запчастей к данной технике, а также множество видов навесного оборудования. Выпуск машин по лицензии предприятия «Южмаш» в настоящее время производится на Омском заводе.

Завод транспортного машиностроения производит модели тракторов ЗТМ60/62, являющихся точной копией ЮМЗ6. Данные машины считаются одними из самых надежных в России.

Габариты, вес

  • Габаритные размеры трактора ЮМЗ: Д4140/Ш1884/В2750. В зависимости от модификации могут присутствовать небольшие разбежности в размерах.
  • Масса машины: от 3400 кг. до 3900 кг.
  • Тяговый класс трактора — 1,4.
  • Колесная база 2450 мм., клиренс 64,5 мм.
  • Поворотный радиус 5000 мм.

Двигатель

ЮМЗ6 оборудовались четырехтактным дизельным двигателем. Функция турбонаддува отсутствовала. Марки устанавливаемых двигателей: Д-65Н, СМД-15Н, Д-65Л.

  • Мощность двигателя: от 60 до 62 лошадиных сил.
  • Рабочий объем двигателя — от 4,94 л. до 4,75 л.
  • Частота вращения вала — 1800 об/мин.
  • Расход топлива в зависимости от модификации: от 3,8 до 4,2 л. в час.
  • Объем топливного бака составлял 90 л.

Коробка передач

КПП пятиступенчатая, оснащена редуктором, удваивающим количество передач (не все модели, только последнего десятилетия выпуска).

Ходовая и трансмиссия

Выпускаемые машины были заднеприводными, это же касается и последних модификаций.

  • Муфта сцепления двухпоточная, сухая.
  • Управление трактором возможно на 5 передачах переднего хода, 1-й заднего хода.
  • Тормоза: дискового типа, сухие.

Кабина

Кабина трактора ЮМЗ6 была застекленной, герметичной, количество мест — 1. Сиденье оператора мягкое. Перед оператором расположена приборная панель и руль, а также рычаги переключения скоростей. На российских моделях аналогов ЮМЗ6 нередко можно встретить утеплительный чехол на кресле оператора.

Управление трактором

Управление трактором рулевое. При заказе напрямую с завода можно было выбрать тип управления: механическое либо гидрообъемное. Руль с гидроусилителем, регулируется под рост оператора.

Рекомендовано использовать трактор на склонах не более 10 градусов, однако практическое применение показывает, что машина отлично маневрирует и на более крутых склонах.

Навесное оборудование

Из навесного оборудования сложно выделить наиболее востребованное. Из-за широкой области применения ЮМЗ6 количество навесок достаточно большое.

Наиболее популярные устройства это:

  • плуги двух-, трехкорпусные;
  • окучники;
  • лопаты для уборки снега;
  • прицепы;
  • тележки;
  • сеялки;
  • картофелесажатели;
  • выкапыватели корнеплодов;
  • бороны;
  • косилки;
  • сеноукладчики;
  • разбрасыватели удобрений.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора ЮМЗ проводится с соблюдением таких правил:

  • переключение передач производится только при выключенном сцеплении;
  • холостой ход двигателя по времени не должен превышать 15 минут;
  • после уменьшения нагрузки дайте двигателю поработать несколько минут в режиме малой нагрузки, и лишь затем выключайте его;
  • при движении трактора в кабине может размещаться только один человек;
  • регулярно выполняйте смазывание механизмов, ключевых узлов трактора, используйте универсальную смазку (со специальной маркировкой для разного времени года);
  • пусковой двигатель активируйте только тогда, когда рычаг КПП находится на нейтрали;
  • для пускового двигателя разрешается использовать бензин А76, А72, за неимением такого — А92, чтобы создать горючую смесь для работы ПД, смешайте 20 частей бензина и одну часть масла для дизельных двигателей, а затем влейте в пусковой двигатель;
  • топливо нужно отстоять около 48 часов прежде, чем заливать в бак дизельного двигателя;
  • масло для ДД — ГОСТ 305-82, масло для ПД — по ГОСТ 2084-77;
  • для коробки передач — ТЭП-15 или ТАП-15В.

Техническое обслуживание трактора ЮМЗ6 выполняется контроль состояния таких параметров:

  • давление в шинах;
  • контроль механизма задней навески;
  • уровень топлива;
  • контроль движения всех механизмов, состояние креплений;
  • работа двигателя;
  • сезонное ТО по необходимости;
  • раз в год — профилактика поломок КПП.

Для новых моделей требуется обкатка для увеличения срока эксплуатации трактора, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Данная процедура занимает около 6-8 часов, в течении которых трактор эксплуатируется на 50 % своей мощности. По завершению процедуры необходимо заменить моторное масло.

Для тракторов б/у обкатка не нужна.

По окончании сезона работы, трактор необходимо законсервировать. Его надо очистить, поставить его в сухое место, слить масло, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.

Основные неисправности тракторов ЮМЗ и их устранение

Далее мы рассмотрим основные неисправности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации тракторов ЮМЗ, а также способы их устранения:

  • не запускается мотор — возможно, он недостаточно прогрет либо произошел засор топливных фильтров;
  • дизельный двигатель функционирует с перебоями, не выходит на полную мощность — следует проверить топливный фильтр, состояние топливного насоса;
  • барахлит пусковой двигатель — проверьте болты карбюратора, замените прокладку, проконтролируйте состояние свечи, при необходимости очистите свечу от нагара или замените;
  • навесное устройство не держится в поднятом состоянии — замените уплотнители, изучите состояние соединителей шлангов.
Читать еще:  Трактора кубота модельный ряд цена

Видео-обзор

В видео показан процесс работы трактора ЮМЗ6 с роторной косилкой.

Отзывы владельцев

Иван, Гостомель:

У меня трактор ЮМЗ-6, на табличке производителя год выпуска 82-й. Когда-то давно он эксплуатировался постоянно, сначала отцом на нашем участке, теперь и я использую, но чуть реже. Эта модель без гидроусилителя руля, не скажу, что им тяжело управлять, привыкнуть можно.

Достоинства: за мои 8 лет эксплуатации не ломался вообще, учитываем год производства! Единственный ремонт был — замена механизма блокировки, причем, кабину я не снимал, менял через люк. В холод запускается без проблем и запчасти к нему все есть, если на заказ, то можно найти, что угодно.

Недостатки: на эту модель нельзя поставить ПВМ. Но в сравнении с достоинствами, конечно, это мелочи.

Игорь, Днепр:

Где я только ЮМЗ свой не применял, серьезно. Год выпуска машины у меня 85-й. Судите сами: с его помощью пашу, культивирую, сею, во время сенокоса использую, разбрызгивателем удобрений тоже пользуюсь. Претензий нет вообще, двигатель не перегревался на моей памяти, хотя трактор таскаю в сезон прилично. Вообще очень хочется, чтобы эту модель снова стали в Украине выпускать, из России аналоговую технику заказывать выйдет много дороже.

Трактор ЮМЗ-6

Универсальный колесный трактор ЮМЗ-6, серийное производство которого, с незначительными модернизациями, продолжалось с 1966 по 2001 годы на заводе «Южмаш» в украинском Днепропетровске. Благодаря удачной концепции и высокому качеству трактор стал незаменимым помощником тружеников села, строителей, коммунальщиков. Машина выпускалась в нескольких, значительно отличающихся друг от друга версиях, что позволило расширить сферы его эксплуатации.

Содержание:

История создания

Еще в годы Великой Отечественной войны в Днепропетровске стартовало строительство крупного автомобильного завода. Позже специализация предприятия была изменена, и он перешел на производство продукции военно-промышленного комплекса. «Южный машиностроительный завод» стал одним из ведущих предприятий советского ВПК. Здесь было налажено производство ракетной техники, космических аппаратов, двигателей, Наряду с военной продукцией, «Южмаш» выпускал и гражданскую технику – оборудование, трактора.

В основу модели трактора ЮМЗ-6 была заложена концепция машины МТЗ-5 «Беларус», выпускаемой Минским тракторным заводом. Модернизированная и доработанная конструкция оказалась очень удачной и востребованной. Достаточно отметить, что спустя два года после начала серийного производства, с конвейера «Южмаша» сошел 100-тысячный трактор.

Не последнюю роль в успехе модели сыграл и фактор принадлежности завода к ВПК – здесь действовала строгая военная приемка, благодаря которой качеству выпускаемой продукции уделялось первостепенное значение.

Конструкция

Трактор построен по классической «тракторной» концепции. Основу конструкции составляет полурама, сваренная из пары швеллеров и поперечного бруса. На полураме болтовым соединением крепится блок трансмиссии. Силовой агрегат, коробка передач и мост собраны в скрепленный болтами единый узел, установленный на полураме.

Максимально допустимая масса трактора ЮМЗ-6 с навесным оборудованием составляет 3,9 тонны, без навесного оборудования – 3,3 тонны. Трактор может эксплуатироваться с прицепом массой не более 6 тонн.

Кабина

Трактор получил вполне комфортную и эргономичную для своего времени кабину с шумоизоляцией. Благодаря круговому остеклению с рабочего места тракториста обеспечивается отличный обзор. Достаточная герметичность просторной кабины препятствует попаданию в салон пыли при работе на строительных площадках. Естественная вентиляция осуществляется через люк на крыше и открывающееся заднее окно.

Рулевая колонка трактора регулируется по высоте и наклону. Руль оснащен гидроусилителем. В кабине установлены плафон освещения, отопитель, электровентилятор. Салон комплектуется аптечкой, сумкой с комплектом инструментов и термосом.

Кабина крепится к шасси через резиновые амортизаторы, что позволяет снизить вибрацию и жесткость подвески.

Двигатель ЮМЗ-6

Тракторы производились в комплектации с двумя типами дизельных силовых установок Д65 и Д-241-71. На ранних версиях трактора устанавливался дизель Д-241-71 мощностью 45,6 лошадиных сил рабочим объемом 4,75 литров. Базовым для трактора стал 5-литровый двигатель Д-65 мощностью в 60 лошадей. Этот 4-тактный 4-цилиндровый мотор с системой непосредственного впрыска топлива имел рядное вертикальное расположение цилиндров. Запускается двигатель пусковым устройством или электростартером.

Силовой агрегат оснащался системами воздушного охлаждения, смазки и подачи топлива.

Двигатель трактора агрегирован с валом отбора мощности, необходимым для задействования различного навесного оборудования. Двигатели ЮМЗ-6, которыми оснащался трактор, славились своей надежностью, долговечностью и высокой ремонтабельностью.

Машина комплектовалась топливным баком емкостью 90 литров. Рабочая скорость трактора равна 11 км/час, максимальная скорость движения в транспортном режиме составляет 25 км/час. В режиме заднего хода трактор развивает скорость 5,7 км/час.

Читать еще:  Трактор владимировец т-30

Коробка передач

Трактор комплектовался 5-ступенчатой механической коробкой передач, позволяющей развивать максимальную скорость 25 километров в час. Конструкция КПП, оснащенная понижающим редуктором, предусматривает возможность работы двигателя в статическом положении и подключении муфты сцепления.

Коробка передач собрана в едином литом блоке с механизмом заднего моста, что создавало проблемы при ремонте, особенно при отсутствии подъемников.

Подвеска, рулевое управление и тормозная система

Ходовая часть трактора ЮМЗ-6 представляет собой конструкцию заднего моста, сцепления, коробки передач и жесткой подвески переднего моста. Передний мост трактора просто и надежен. Он закреплен одной точкой крепления на поперечном переднем брусе.

Конструкция включает в себя механизм управления передаточными усилиями и поточной муфтой сцепления.

Рулевой механизм с гидроусилителем приводится в действие гидроагрегатом без системы автоматического регулирования. На модифицированных версиях трактора устанавливалась регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка.

Машина имела высокий центр тяжести, из-за чего допустимый угол преодолеваемого наклона был установлен всего в 10 градусов, однако в эксплуатации машина значительно превышала этот показатель.

Трактор ЮМЗ-6 комплектуется автономными для каждого колеса барабанными тормозами. Подобная схема упрощает управление и позволяет маневрировать, подтормаживая разными колесами. Повышенная проходимость машины обеспечивается системой блокировки заднего дифференциала.

Модификации

Трактор выпускался на протяжении трех десятилетий, и за эти годы конструкторы предприятия регулярно совершенствовали машину и расширяли ее возможности. Благодаря этому появилось несколько модификаций машины:

  • ЮМЗ-6Л – основным отличием от базовой модели стало наличие стартового двигателя для запуска машины;
  • ЮМЗ-6АЛ – модификация с обновленной тормозной системой, приборной панелью и решеткой радиатора;
  • ЮМЗ-6К – модификация для строительных и промышленных предприятий. Агрегаты для крепления сельскохозяйственного навесного оборудования были заменены системами крепежа бульдозерного отвала и ковша для экскаватора. Помимо того, трактор оснащался кабиной расширенных габаритов;
  • ЮМЗ-6АК – машина с регулируемой рулевой колонкой и новой кабиной с повышенным уровнем комфорта.

Навесное оборудование

Трактор изначально проектировался как универсальная машина, способная работать с прицепами, сельскохозяйственным и промышленным навесным оборудованием.

Навесное оборудование, адаптируемое к трактору, делится на три категории:

  • сельскохозяйственное оборудование – сеялки, плуги, культиваторы, бороны;
  • строительное оборудование — компрессоры, сварочные системы, подъемники, прочее;
  • транспортное оборудование – прицепы, тележки, цистерны.

Навесное оборудование сопрягается с трактором посредством следующих элементов:

  • вал отбора мощности силового агрегата;
  • фиксатор;
  • тягово-сцепной агрегат СА 1, оснащенный блоком управления, установленным в кабине.

Трактор оборудован системами, позволяющими подсоединять электрические, гидравлические и пневматические устройства. Возможность работы с навесным и транспортным оборудованием значительно расширяет возможности машины и сферы ее использования.

Неисправности ЮМЗ-6

Несомненными преимуществами трактора стали надежность, неприхотливость и значительный ресурс. При соблюдении условий эксплуатации и своевременном техническом обслуживании трактор мог бесперебойно работать долгие годы без необходимости проведения капитального ремонта. Так ресурс двигателя до капремонта был установлен в размере 10 тысяч моточасов. Ресурс машины, установленный заводом-изготовителем, составлял 10 лет, однако и сегодня, когда трактор уже давно снят с производства, на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях можно встретить немало машин, многократно превысивших установленный ресурс.

К числу проблемных узлов относится сцепление, зачастую отказывающее из-за ускоренного износа фрикционных накладок, возникающего вследствие повышенных нагрузок на ЮМЗ-6.

Другой часто возникающей неисправностью является износ и прогорание форсунок топливной системы, что приводит к сбоям впрыска топлива.

Не отличается надежностью и гидроусилитель руля. Проблемы здесь возникают вследствие поломок насосной системы и разрушения клапана распределения гидроусилителя.

Во избежание возникновения серьезных поломок, требующих дорогого ремонта, рекомендуется своевременно и качественно проводить регулировку клапанов и сцепления, а также производить замены неисправных и прогоревших форсунок топливной системы.

Запасные части и ремонтные комплекты трактора представлены на рынке в достаточном количестве. Стоимость запчастей невелика, что позволяет без проблем и существенных затрат производить ремонт любой сложности.

Цена тракторов

По понятным причинам, новые трактора модели сегодня на рынке не присутствуют. А вот предложений технически исправных машин б/у более чем достаточно. Стоимость их зависит от года выпуска, технического состояния, комплектации, наличия навесного оборудования. Диапазон цен колеблется в интервале от 80 до 400 тысяч рублей. Машины, прошедшие капитальный ремонт и находящиеся в технически безупречном состоянии продаются за 500-600 тысяч рублей.

Колесный трактор ЮМЗ-6 прожил славную трудовую жизнь, став одним из символов своей непростой эпохи. Разработанный в далекие 60-е, когда страна осваивала целину и строила новые города, он стал образцом надежности, неприхотливости и высокого качества. Простота конструкции, универсальность, высокие эксплуатационные параметры, большой моторесурс и прочие характеристики обеспечили популярность и востребованность трактору-долгожителю. Не случайно, что и сегодня он продолжает трудиться на полях и стройплощадках, а его техническая концепция заложена в конструкцию новых моделей, выпускаемых ныне рядом отечественных предприятий.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector