3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоблок мтз 05 технические характеристики

Мотоблоки МТЗ, описание, история разработки, технические характеристики

Развитие частных фермерских хозяйств вынудило производителей тяжёлой сельхозтехники наладить выпуск двухколёсных самоходных аппаратов. Первым на возникший спрос отреагировал «Минский тракторный завод» (МТЗ).

Предприятие стало собирать мобильные мотоблоки уже в начале 80 годов. Линейка моделей постепенно менялась, в конструкцию вносили изменения. Сегодня мотоблок МТЗ — узнаваемый аппарат среди фермеров.

Разработка мотоблоков

Работы над созданием первой модели мотоблока начались на минском предприятии в 1978 году. Конструкторам была поставлена задача сделать одноосную машину способную выполнять сельхозработы в поле. В то время фермерские хозяйства нуждались в замене тяжёлого физического труда и лошадиной тягловой силы на самоходные бензиновые аппараты.

За основу приняли модель минитрактора, выпускаемую на предприятии, а разработке присвоили индекс «Беларусь» МТЗ-05. Аппарат обрабатывал землю фрезами, которые устанавливали на ведущую ось, либо навесными инструментами.

Серийный выпуск мотоблоков наладили на производственных площадках одного из филиалов МТЗ — агрегатном заводе (САЗ), введенном в эксплуатацию в 1986 году. Первые модели обозначали приставкой «Беларусь», но в дальнейшем, после модернизации производства, индекс изменили на «Беларус».

Особенности конструкции

Мотоблок МТЗ сделан по классической компоновке. В нём предусмотрены бензиновый двигатель, ёмкость с топливом, трансмиссия, цепной блок, вал отбора мощности. Особенность конструкции первых и последующих моделей — возможность агрегирования с сельхозорудиями для выполнения агротехнических работ.

Сопряжение с инструментами выполняют посредством универсальной трёхточечной сцепки. Крутящий момент на исполнительный орган передаёт ВОМ.

В серии мотоблоков разработчики применили инновационное решение — в конструкции отсутствует силовая рама. Для уменьшения габаритов и снижения массы компоненты смонтированы на литом чугунном корпусе трансмиссии.

Чтобы повысить надёжность аппарата, отказались от ременного сцепления, которое устанавливают на лёгкие мотокультиваторы. Передачу крутящего момента, разъединение силового блока и трансмиссии сделали через многодисковую «мокрую» муфту с ручным управлением.

Привод всех моделей оснащён дифференциалом для улучшения манёвренности на поворотах. Чтобы колёса не проскальзывали под нагрузкой, механизм имеет ручную блокировку.

Плюсы и минусы аппаратов

Массовость производства (ежемесячно с конвейера сходит около 350 единиц) свидетельствует о востребованности аппаратов. Пользователи указывают такие преимущества моделей:

  1. Компактность. Самоходную технику удобно хранить в сарае либо в гараже рядом с автомобилем — в сложенном состоянии мотоблок не занимает много места.
  2. Ремонтопригодность. Благодаря простоте аппарата, доступности запчастей и расходников с мелким ремонтом справится и оператор с минимальным опытом по обслуживанию бензиновой техники.
  3. Многофункциональность. Дополнительное оборудование необходимо для расширения круга выполняемых задач.

Белорусские мотоблоки не лишены недостатков. Пользователи выделяют несколько изъянов:

  1. Отсутствие синхронизации зубчатых колёс в коробке передач. Разные угловые скорости валов приводят к тому, что скорости иногда бывает сложно переключить.
  2. Несовершенство блокировки дифференциала. Дефекты конструкции усложняют развороты аппарата на ограниченном пространстве, что увеличивает нагрузку на оператора.
  3. Ограниченный доступ к сцепному узлу. Нехватка свободного места усложняет агрегацию с навесным оборудованием.

Выпускаемые модели

Линейка мотоблоков берёт начало с модели МТЗ-05. В дальнейшем машины несколько раз переделывали и устанавливали на них более мощные двигатели.

В обозначении аппаратов присутствуют литеры «МТЗ», указывающие на завод-изготовитель, и числа (05, 06, 09, 12), обозначающие мощность мотора в лошадиных силах.

МТЗ-05

Базовая модель мотоблока, выпускаемая с 1978 по 1992 года. Аппарат создавали для обработки частных земельных площадей, огородов и садов. Параметры МТЗ-05:

  • мотор — УД-15 или УД-25;
  • температура воздуха при работе — -12-35 °C;
  • расстояние между центрами колёс — 45, 60, 70 см;
  • трансмиссия — механическая коробка скоростей;
  • скорость передвижения — 9,6 км/ч;
  • мощность — 5 л. с.;
  • покрышки — 5,9 х 13 дюйма;
  • масса — 135 кг;
  • объём топливного бака — 5 л;
  • расход топлива — 340 г*кВт/ч;
  • вал отбора мощности — зависимый;
  • дорожный просвет — 30 см.

МТЗ-06

Модель, пришедшая на смену снятому с производства аппарату 05 серии. Конструкция претерпела несколько изменений: вместо отечественного двигателя установили 6-сильный китайский фирмы Weima и облегчили саму машину. Усовершенствованный мотоблок смог наподобие культиватора обрабатывать землю почвофрезами, установленными на приводной вал аппарата.

С момента выпуска мотоблок был доработан и модели присвоили обозначение МТЗ-06 МКР.

МТЗ-09

Аппарат причисляют к тяжёлой серии одноосной сельхозтехники. Он рассчитан на профессиональное применение в фермерских хозяйствах площадью до 1 га. Основное усовершенствование коснулось двигателя и трансмиссии. МТЗ-09 оснастили 9-сильным мотором.

Возможна комплектация аппарата одним из четырёх силовых агрегатов: «Хонда» GX270, «Лифан» LF177, «Кипор» KG280, «Жуков» GH1509. Кроме мотора новый МТЗ-09 получил другую коробку передач с большим передаточным числом.

МТЗ-12

Тяжёлый представитель бренда, разработанный для выполнения основных агротехнических работ. Совместно с адаптерами и полевыми орудиями он подходит для обработки земельных наделов площадью более 5 га. Благодаря большому весу и рельефным протектором МТЗ-12 беспроблемно пашет целину, тяжелые и влагоемкие субстраты. Особенности модели:

  1. Возможность переоборудования в минитрактор.
  2. Оснащение рулевой штанги виброгасящей опорой.
  3. Обработка плотного и увлажнённого грунта.
  4. Унификация деталей с предыдущими моделями.

Применяемые силовые агрегаты

Мототехнику оснащают различными двигателями. Модели силовых агрегатов:

  1. УД-15 (25). Четырёхтактные бензиновые агрегаты, выпускаемые «УМЗ». Верхнеклапанная компоновка была скопирована с двигателя от малолитражного автомобиля ЗАЗ-965.
  2. СК-6 (12). Одно- или двухцилиндровые моторы, выпускаемые в Казахстане. Из-за частых отказов их заменили аналог — «Вейма» 177F, производимый в Китае.
  3. «Хонда» GX270. Надёжные и тяговитые двигатели массово устанавливают на мотоблок 09 серии. 9-сильный мотор оснастили сложной системой воздухозаборника и многокамерной выхлопной системой для снижения токсичности дымовых газов.
  4. МТЗ комплектует мотоблоки моторами других производителей. При схожих характеристиках они стоят меньше. В штатном исполнении применяют: «Лифан» LF177 и «Кипор» KG280 (китайского производства), ДК-7 (Белоруссия), «Жуков» GH 1509 (чешского производителя).

Предприятие планирует запустить в серию новый мотоблок с 16-сильным двухцилиндровым дизельным мотором ДД12.

Дополнительные полевые орудия

На мотоблоки устанавливают крепления для агрегации с дополнительными инструментами. Навесные орудия:

  1. Плуги, бороны, фрезы. Дополнительное оборудование необходимо для обработки земли, рыхления, культивирования грядок.
  2. Окучники. Инструмент применяют при формировании бороздок для посадки/сева растений и уходе за ними.
  3. Снеговые отвалы. Оснащённый скребком мотоблок становится инструментом для расчистки территории от накопившегося снега.
  4. Сажалки, копалки картофеля. Аппараты всех серий поддерживают агрегацию с активными или пассивными полевыми орудиями для культивирования овоща.
  5. Косилки для травы. При покосе растительности применяют роторные или ножевые инструменты.
  6. Адаптеры. Специальные приставки для удобства фермера. Дополнение преобразует мотоблок в минитрактор.
  7. Прицеп. Конструкцию совместно с аппаратом используют для перемещения тяжестей.

Руководство по эксплуатации

Подробную инструкцию по работе с машиной и её обслуживанию предоставляет производитель. В ней содержится описание конструкции, принципы эксплуатации модели, диагностики и ремонта аппарата. Пользователю для безотказной работы мотоблока необходимо правильно его обкатать, своевременно менять расходные материалы и комплектующие.

Частые неисправности, ремонт

Операторы сельхозтехники сталкиваются с отказами, связанными с работой мотора либо трансмиссии. Частые неисправности мотоблоков:

  1. Двигатель не развивает требуемую мощность. Отказ происходит вследствие засорения системы питания, образования нагара на стенках камеры сгорания, общей деградации мотора. После диагностики проводят чистку либо замену дефектных деталей.
  2. Проблемы с пуском двигателя. Трудности возникают из-за нарушений в работе систем питания или зажигания. Для них потребуется очистка с последующей регулировкой.
  3. «Плавающие» обороты. Перебои в работе двигателя возникают при слабом контакте в высоковольтной цепи зажигания. Все провода осматривают, обжимают проблемные места, уплотняя соединения.
  4. Нарушение в работе трансмиссии. Отказы происходят из-за обрыва тросика сцепления, тяг управления, истирания фрикционных дисков либо разрушения зубчатых передач. Неисправность устраняют заменой дефектных деталей.
Читать еще:  Мотоблок агромаш цена отзывы

Ремонт аппарата следует выполнять в соответствии с руководством.

Выбор мотоблока

Применяемость самоходного аппарата на участке зависит от его размеров, мощностных параметров, скоростных характеристик. Фермеру необходимо учитывать такие данные:

  1. Количество передач. Вариативность скоростных режимов необходима аппарату для обработки почвы либо перемещению грузов.
  2. Ширина/глубина культивирования. Чем больше параметр, тем быстрее можно обработать земельный участок.
  3. Мощность двигателя. Запас крутящего момента понадобится при обработке тяжёлых почв.
  4. Комплектность поставки. Дилеры могут предлагать аппараты с дополнительным оборудованием.

Купить аппарат МТЗ можно только через представителей либо в розничных интернет-магазинах. Все они поставляют технику напрямую со складов завода. Цены новых мотоблоков:

  • МТЗ-06 МКР — 65-75 тыс. руб.;
  • МТЗ-09Н: Хонда — 70-85 тыс. руб., Вейма — 65-75 тыс. руб.;
  • МТЗ-12 — 75-90 тыс. руб.

Модели, снятые с производства, покупают на вторичном рынке с рук. Цена б/у-мотоблоков:

  • МТЗ-05 — 30-47 тыс. руб.;
  • МТЗ-06 — до 60 тыс. руб. (с дополнительным оборудованием);
  • МТЗ-08 (двигатель Briggs & Stratton) — 45-55 тыс. руб.

Видео

Мотоблоки МТЗ заменят ручной труд в частном фермерском хозяйстве. Большой выбор дополнительного оборудования и развитая сервисная сеть делают белорусские аппараты доступными для тысяч земледельцев. Высокая прочность и широкая функциональная обеспеченность механизмов необходимы для решения задач, стоящих перед фермером.

Мотоблоки МТЗ Беларусь 05

Технические характеристики

Основные

Культиватор

Двигатель

Трансмиссия

Дополнительная информация

Магазины, где можно купить мотоблок и его аналоги

В 1978 году с конвейера Минского тракторного завода сошел один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью. Мотоблок отличался надежностью, простотой конструкции, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом МТЗ Беларус 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.

Назначение

МТЗ-05 предназначен для сельскохозяйственных работ на небольших участках и вполне способен заменить небольшой трактор. Помимо полей с помощью этой техники можно обрабатывать приусадебные участки, облагораживать сады, парки и пришкольную территорию. Благодаря маневренности и малым габаритам устройство отлично подходит для работ в теплицах. Специальные крепления, которые расположены на мотоблоке, позволяют работать с целым рядом навесного оборудование, что превращает его в многофункциональную машину. С помощью МТЗ 5 л.с. можно:

  1. рыхлить и культивировать почву;
  2. обрабатывать междурядье;
  3. вспахивать легкий грунт;
  4. производить посев;
  5. выкапывать корнеплоды;

Кроме этого «Беларус 5» дает возможность скашивать высокие травы и мелкую поросль.

Благодаря прочности конструкции и большим зубчатым колесам МТЗ 05 без проблем перемещает прицепы весом до 0,6 т.

При оснащении местом для оператора мотоблок становится полноценным транспортным средством, развивающим неплохую скорость на ровной местности. Беларусь МТЗ 05 также может использоваться как стационарный двигатель. В таком случае используется вал отбора мощности.

Устройство

Беларус 05 отличается оригинальностью конструкции. Он полностью лишен рамы, что позволило существенно снизить массу устройства. Сама техника представлена как одноосное, двухколесное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Из основных узлов следует выделить двигатель, трансмиссию и ходовую часть.

Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками, имеющими спиральные зубья. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него крутящий момент передается на колеса при помощи одноступенчатых редукторов.

Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом.

Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса.

Особенности

Благодаря высокому дорожному просвету (около 300 мм) белорусский мотоблок МТЗ 05 уверенно себя ведет на пашне, и легко справляется с неровностями. Небольшие габариты и оригинальная конструкция позволяют развернуть машину на «пятачке» в 1 м.

Из особенностей МТЗ5 можно выделить:

  • оригинальную рулевую колонку. Она может поворачиваться по горизонтали относительно продольной оси устройства на 160°. Этот фактор дает возможность оператору во время работы или заднего хода находиться сбоку от мотоблока. Для удобства управления рулевая колонка может перемещаться вверх-вниз на угол до 15°.
  • изменяемую колею. Ширина колеи может меняться с помощью перестановки колес, при этом она варьируется в пределах 425, 600 или 700 мм.

К особенностям мотоблока МТЗ 05 можно отнести фрикционный дифференциал. Узел позволяет осуществлять межосевую блокировку колес. При этом обеспечивается оптимальное распределение мощности, снимаемой с главного вала, между каждым колесом в зависимости от испытываемого давления.

Во время поворота МТЗ-5 дифференциал останавливает одно из колес и ускоряет вращение другого. Благодаря этому сравнительно тяжелая техника обретает высокую маневренность и легко управляется.

Беларусь МТЗ 05 оснащен пятилитровым топливным баком, который обеспечивает длительную работу без дозаправки. Средний расход горючего – около 2-х литров. При повышенных нагрузках или транспортировке груза с большой массой этот показатель доходит до 3 л.

Двигатель

Для мотоблока МТЗ-05 был необходим сравнительно легкий и достаточно мощный двигатель. Конструкторы остановили свой выбор на МеМЗ-965, на базе которого был спроектирован и разработан «УД-15». До этого ЗАЗ-966 использовался в генераторных установках военных радиостанций и устанавливался на автомобили «Запорожец».

УД-15 – это карбюраторный четырехтактный бензиновый силовой агрегат с одним цилиндром. В нем используется принудительное воздушное охлаждение. Двигатель имеет рабочий объем 245 см 3 и выдает мощность до 6 л. с. при 3600 об/мин (5 лс на МТЗ О5 при 3000 об/мин), что соответствует 4,41 кВт. Частота вращения достигает 3000 об/мин.

Двигатель УД-15 неприхотлив и достаточно прост в обслуживании. На него без труда можно найти запчасти. Однако, мотор имеет свои недостатки: часто выходит из строя и не экономичен.

Позже на некоторые мотоблоки МТЗ-05 ставились двухцилиндровые двигатели УД-25 с мощностью в 8 л. с. Сейчас эти агрегаты часто заменяются более совершенными моторами китайского и японского производства.

Фото-подборка

Инструкция по эксплуатации

Цены на МТЗ-05

На данный момент в продаже нет новых мотоблоков данной модели даже с рук с консервации или хранения, купить МТЗ 05 можно только в состоянии «бу». На данный момент модель «0 5» – самый популярный б/у «Беларус» по количеству предложений.

Средняя цена на БУ МТЗ 05 (5 л. с.) составляет 39500 руб. В стоимости учитывается состояние агрегата, когда он был выпущен и прилагаемое прицепное и навесное оборудование. Чем больше рабочей навески идет комплектом, тем дороже. Так же, например, если вместе с мотоблоком идет прицеп или телега, это еще плюс 5-15 тыс. руб.

Отзывы владельцев

Фермерством занимаюсь сравнительно недавно. Долго сомневался при выборе мотоблока. Хотелось обзавестись добротной техникой, но при этом не слишком влететь в копеечку. Как оказалось, японцы и китайцы для меня дороговаты. По советам, остановил выбор на б/у-шном белорусском МТЗ 05 весом аж 135 кг. Машина что надо! По пашне летает и с прицепом отлично себя ведет. После 3-х часов работы спалил всего полбака. Как по мне, совсем не дурно. Из поломок отмечу: заменил свечу, и пришлось сращивать тросик сцепления. А так – агрегатом очень доволен.

Читать еще:  Дизельный мотоблок варяг 6 л с

Сергей Иванович, Тульская область

Уже с десяток лет владею подобным устройством. Хотя при взгляде на «иномарки» конечно зависть берет, но, в общем-то, особых нареканий на Беларусь МТЗ-05 не имею. Одно время ощущались проблемы с переключением передач, да и сцепление работало неважно. Благодаря местным умельцам эти проблемы убрал. Считаю, что за такие деньги это вполне приличная техника.

Анатолий, г. Самара

О Беларус МТЗ 005 ничего плохого сказать не могу. Агрегат отлично справляется с моим участком (30 соток), а работать ему приходится довольно много. Да и как транспорт он у меня постоянно задействован. Поначалу пришлось повозиться с магнето. Как оказалось, причина крылась в сырости, поскольку мотоблок «ночевал» на улице. Теперь «МТЗ 0 5» имеет свой гараж, и проблем как таковых я не наблюдаю.

Андрей Евгеньевич, г. Курск

МТЗ Беларус 05 у меня трудится уже 25 лет – отличная машина. За это время пришлось переделать навеску и осталось немного отремонтировать – не могу найти магнето. А в целом очень доволен мотоблоком.

Владимир, г. Липецк

Видео

Мотоблок МТЗ Беларусь 05

Мотоблок Беларус 05 является первым мотоблоком Минского тракторного завода. Производство техники стартовало в 1978-ом году и продолжалось до 1992-го года. Беларус 05 представляет собой двухколесное шасси с реверсивной рулевой штангой, одноцилиндровым мотором и силовой передачей. Техника имеет колесную компоновку и относится к 0,1-му тяговому классу. Мотоблок позиционируется исключительно как сельскохозяйственная машина.

МТЗ Беларус 05 имеет богатую историю. В 1978-ом году Минский тракторный завод начал выпуск различной мини-техники. Первые модели позиционировались в качестве замены классических минитракторов. Они строились на базе одноосного шасси. В некоторых случаях мотоблок сочленяли с тележкой, делая из него полноценное транспортное средство.

Видео

МТЗ Беларус 05 позволяет выполнять большой спектр работ:

  • вспашка легкой почвы;
  • окучивание свеклы и картофеля;
  • перевозка грузов;
  • боронование;
  • кошение травы.

Модель используется для работы на небольших участках: сады, огороды, приусадебные и пришкольные территории.

Техника способна буксировать полуприцеп значительной массы (до 500 кг). При этом мотоблок подойдет и для выполнения стационарных работ. В этом случае привод осуществляется от вала отбора мощности.

Благодаря изменяемой колее (425, 600 и 700 мм) Беларус 05 может обрабатывать различные культуры. Модель имеет весьма оригинальную конструкцию. У мотоблока нет рамы, а остов выполнен из нескольких корпусов трансмиссии.

Беларус 05 работает с большим количеством навесного оборудования, поскольку отдельные категории почвы требуют конкретного орудия. Техника агрегатируется с культиватором КР-70, плугом ПЛ-1, полуприцепом ПХ-0,5, косилкой КН-1, окучником КО-2 и бороной БН-50. Для их сочленения с устройством присутствует узел навески.

Техника имеет дифференциал с межколесной блокировкой.

МТЗ Беларус 05 долгое время оставался лидером своего сегмента и получил огромное распространение на отечественном рынке. В настоящее время он встречается все реже. На смену ему пришел более продвинутый мотоблок Беларус 09Н. Однако своих потребительских свойств техника не потеряла и сейчас.

Технические характеристики

Габаритные параметры мотоблока Беларус 05:

  • длина – 1800 мм;
  • ширина – 850 мм;
  • высота – 1070 мм;
  • дорожный просвет – 300 мм;
  • минимальный радиус поворота – 1000 мм.

Размеры техники позволяют обрабатывать различные растения с минимальным уроном для них и преодолевать при необходимости небольшой брод. Масса модели составляет 135 кг.

Беларус 05 оснащается надежной трансмиссией с 4 передними и 2 задними передачами. Она позволяет мотоблоку развивать транспортную скорость в 9,6 км/час. Рабочая скорость модели равняется 2,15 км/час.

Техника имеет оригинальную рулевую колонку с разворотом в 160 градусов или отклонением влево или вправо на 15 градусов. Это позволяет при обработке грунта и заднем ходе не идти за рабочим органом, а двигаться сбоку, что упрощает работу с мотоблоком.

Расход топлива

На Беларус 05 устанавливается топливный бак емкостью в 5 л. Средний показатель расхода топлива для данной модели составляет 340-360 г/кВт.

Двигатель

Модель МТЗ Беларус 05 в отличие от последних продуктов бренда комплектуется отечественным двигателем марки «УД-15». Данный карбюраторный 4-тактный 1-цилиндровый агрегат с воздушным охлаждением имеет довольно простую конструкцию и работает на бензине. Главным преимуществом мотора является доступность деталей для его ремонта. В случае возникновения неполадок приобрести и заменить проблемный элемент особого труда не составит.

Данный агрегат был спроектирован на основе мотора «МЕМЗ-966», устанавливаемый в «Запорожец», а главным его минусом оказался плохой запуск.

Сама силовая установка крепится к корпусу муфты сцепления. Пуск двигателя осуществляется педалью кик-стартера, находящегося справа на картере. Снизу на моторе установлена откидная стояночная опора с пружиной, справа – выхлопная труба.

Характеристики силовой установки «УД-15»:

  • рабочий объем – 0,245 л;
  • номинальная мощность – 3,7 (5) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 3000 об/мин.

Некоторые модификации мотоблока оснащались 2-цилиндовым мотором «УД-25» с верхнеклапанным механизмом газораспределения.

Отзывы о мотоблоке Беларус 05

Несмотря на то, что производство мотоблока Беларус 05 завершилось давно, отзывы о технике преимущественно положительные. Собственники машины довольны выбранной моделью, которая справляется практически со всеми задачами. Минский тракторный завод продолжает совершенствовать конструкцию мотоблока, но многие сторонники данного бренда остаются верны старым моделям.

Беларус 05 практически не создает проблем и отличается надежностью. Собственники модели и сейчас используют ее с минимум остановок на ремонт и обслуживание.

При этом и отрицательных качеств у техники немало.

С японскими и итальянскими продуктами модели МТЗ Беларус 05 конкурировать довольно тяжело. При практически одинаковой стоимости белорусская техника уступает аналогам по ряду показателей. Мотоблок имеет крайне неудачное расположение регулятора газа (на правой ручке), что создает дополнительные неудобства при работе. С этой проблемой китайские производители справились довольно давно.

Держать в руках технику без дополнительного баланса довольно тяжело. С прицепом Беларус 05 чувствует себя довольно уверенно и легко перемещает даже внушительные грузы.

Двигатель отличается повышенной прочностью и теплый заводится с полуоборота. Владельцы мотоблока не испытывают проблем и с запуском холодного мотора. Иногда возникают трудности с регулировкой зажигания.

Собственникам приходится настраивать и дополнительное оборудование. Так, плуг периодически зарывается в землю или выскальзывает на поверхность при неверных параметрах. При культивации, бороновании и пахоте владельцы рекомендуют крепить к дискам колес балластные грузы, чтобы исключить пробуксовку.

Еще одним минусом модели является высокая стоимость и низкий уровень сервиса. Даже устаревшая модификация МТЗ Беларус 05 на российском рынке стоит совсем недешево и по данному показателю превосходит некоторые новые китайские мотоблоки.

Цена нового и б/у мотоблока МТЗ 05

Производство Беларус 05 завершилось довольно давно, потому даже рынок подержанных мотоблоков данной модели сравнительно мал. Модификации последних годов выпуска (1990-1992-ой года) предлагаются в среднем за 10000-20000 рублей. Стоимость более ранних версий на ходу лежит в интервале от 5000 до 8000 рублей.

Аналоги

К аналогам мотоблока Беларус 05 можно отнести более современный Беларус 09Н. Также в числе конкурентов данной модели значатся Zirka LX1080D и Мотор Сич МБ-8.

Мотоблоки «Беларус» МТЗ-05: описание модели, технические характеристики

Давно хотел написать про мой первый мотоблок «Беларус» МТЗ-05. Стоит отметить, что с этой модели берёт начало линейка почвообрабатывающей техники «Минского тракторного завода».

Читать еще:  Дизельные мотоблоки хопер все модели

Конструкторы при разработке аппарата использовали материально-техническую базу производства лёгкого колёсного трактора. Хотя выпуск «ноль пятого» давно прекращён, на вторичном рынке ещё можно найти много машин этой серии.

Область применения

МТЗ-05 имеет богатую историю. К его разработке приступили в 1978 г. Но только в 1985 году с конвейера сошёл первый серийный экземпляр. Одноосный мотоблок необходим был для облегчения физического труда фермеров, обрабатывающих земельные наделы площадью до 1 га.

Самоходная машина относится к тяговому классу 0,1, её задействуют при обработке твёрдых почв (в том числе и целинных), транспортных работах, коммунальных хозяйствах.

В аграрной сфере мотоблок применяют при вспашке, культивировании, окучивании. Машина может выполнять посадку и уборку овощных культур. Расширение возможных агротехнических мероприятий осуществляют за счёт применения навесных почвообрабатывающих орудий.

Для перемещения грузов мотоблок агрегируют с прицепами. Грузоподъёмность такого тандема составляет 500 кг. Машину применяют и при уборке территории. Для очистки от снега используют отвал или роторный снегоуборщик, а от мелкого мусора — вращающиеся щётки.

Конструкция аппарата

Компоновка мотоблока выполнена по классической технологии, присущей одноосным аппаратам «МТЗ». У машины нет силовой рамы, а все компоненты закреплены на корпусе трансмиссии. Конструкция обладает меньшей массой, но большей надёжностью.

Последняя достигается исключением промежуточных деталей. В литом корпусе трансмиссии размещают «мокрую» муфту сцепления, которая передаёт крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки скоростей.

Управляют машиной выносной рукояткой. На ней размещают переключатели скоростей, рычаг блокировки дифференциала, привод акселератора и сцепления. Выносную рукоятку можно регулировать в горизонтальной и вертикальной плоскости, что облегчает «подгонку» управления под комплекцию оператора.

Кроме того, рулевую колонку можно переналадить на реверсивное положение для движения аппарата задним ходом в прямом направлении.

Привод колёс оснащён дифференциалом, облегчающим развороты машины. В нормальном положении механизм блокируют для увеличения проходимости.

Дополнительные орудия

Сам по себе мотоблок будет бесполезен фермеру. Для проведения агротехнических работ нужны ещё навесные почвообрабатывающие инструменты. Я вместе с аппаратом купил плуг ПЛ-1и окучник КО-2, которых поначалу хватало с избытком. Но со временем аппарат «оброс» большим количеством орудий.

Среди них были как фирменные, производства «МТЗ», так и сторонних производителей (благо конструкция сцепного устройства это позволяет).

Кроме того, мною были изготовлены несколько самодельных приспособлений. Благодаря унифицированной сцепке на мотоблок можно навесить любое активное или пассивное оборудование, разработанное для легкого класса одноосной самоходной техники.

Рабочие параметры

Возможно, характеристики МТЗ-05 продвинутых фермеров не впечатляет, но мне вполне хватало 5 л. с. четырёхтактного двигателя. Кроме того, наличие 4 скоростей для движения вперёд и 2 — назад, высоких колёс и блокировки дифференциала делает управление аппаратом удобным даже на рыхлых грунтах или пахоте.

Таблица №1. Технические характеристики МТЗ-05.

Мотор

В штатной комплектации на мотоблок устанавливали 5-сильные моторы УД-15 с одним цилиндром и верхним расположением клапанов. Конструкция двигателя скопирована с модели МЕМЗ-966 «Запорожца».

Рабочий объём цилиндра — 245 см3. При весьма скромном крутящем моменте — 12 Н∙м, двигатель выдаёт 3600 об/мин, что компенсирует нехватку силы путём увеличения передаточного числа трансмиссии.

Мотор работает на всех типах бензина, но при заправке топливом с октановым числом 92 и выше необходимо уменьшать объём камеры сгорания. Подаётся горючее топливным насосом диафрагменного типа с приводом от распредвала.

В магазинах сейчас не продают мотор УД15, его можно купить б/у или с хранения (т.е. практически новый). Цена его во многом зависит от состояния и года выпуска: от 3 до 16 тыс. руб.

Потребление горючего

Я бы не сказал, что двигатель экономно расходует топливо. Бензобак ёмкостью 5 л опустошался менее, чем за 2,5 часа работы не на предельных режимах работы. В паспортных данных указан расход бензина в 2 л/ч или 448,8 г/кВт∙ч. Немного «поколдовав» с карбюратором, я добился экономии примерно в 15-20% от изначального показателя. Однако это сказалось на крутящем моменте и приёмистости мотора.

Сцепление

Мотоблок оснащают многодисковой «мокрой» муфтой сцепления, расположенной в масляной ванне корпуса трансмиссии. Она отлично справляется с передачей крутящего момента на первичный вал коробки скоростей.

Работа узла зависит от точности регулировки привода. При слабом натяжении троса происходит самопроизвольное движение аппарата даже при выжатой рукоятке. В противном случае, если свободный ход отсутствует, мотоблок может не сдвинуться с места либо не разовьёт номинальную мощность.

Трансмиссия

Коробку скоростей и приводной мост сделали с большим запасом прочности. При работе на нагрузках, не превышающих рекомендованных, у меня с трансмиссией проблем не возникло.

Для сохранения работоспособности узла необходимо своевременно менять масло, а также проверять его уровень. При обнаружении утечек, их оперативно устраняют, меняя прокладки или манжеты.

Запуск двигателя

В стандартном исполнении мотор оснащали рычажным пусковым механизмом. Но при эксплуатации аппарата на морозе бывает трудно завести двигатель. Это происходит, если мотоблок простаивал зимой или нарушена регулировка компонентов.

Обладатели МТЗ-05 устанавливают на него электростартер для облегчения пуска холодного двигателя. Одновременно с этим на аппарат монтируют аккумуляторную батарею и провода.

Обслуживание ГРМ и карбюратора

При работе двигателя необходимо периодически регулировать зазоры между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма. Изменение настроек происходит из-за износа рабочих поверхностей, общей деградации узла, ослабления крепёжных деталей. Порядок регулировки:

  1. Демонтируют клапанную крышку.
  2. Устанавливают коленвал в положение ВМТ при такте сжатия.
  3. Плоским щупом номиналом 0,15 мм проверяют зазор. Если он в пределах нормы, механизм не нуждается в настройке.
  4. Откручивают контргайку, фиксирующую регулировочный винт.
  5. Вкручивают регулятор, настраивая требуемый зазор.
  6. Затягивают контргайку, контролируя положение коромысла.
  7. Проверяют правильность выполнения процедуры. Если при затягивании контргайки зазор изменился, действия повторяют с учётом поправок.
  8. Собирают в обратной последовательности.

Дополнительная информация!

Регулировку клапанов проводят на холодном двигателе.

Периодически проводят настройку карбюратора. Как правило, это делают в начале каждого сезона, но возможна и внеплановая регулировка, если двигатель работает с перебоями. Перед процедурой карбюратор демонтируют, очищают от грязи и промывают.

Настройка сводится к выставлению минимальных и предельных оборотов, а также качества топливной смеси на холостом режиме работы двигателя.

Плюсы, минусы аппарата

Распространённость мотоблока говорит о многом, и в первую очередь о признании модели пользователями малой сельхозтехники. Среди достоинств хочется выделить:

  • низкую цену;
  • возможность расширения функциональности;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • простота ремонта;
  • большой срок эксплуатации.

Кроме положительных сторон, у аппарата есть ещё и минусы: отсутствие оригинальных запчастей и моральное устаревание конструкции.

Первая проблема решается путём замены изношенных узлов на аналоги. Ну а со второй – пользователи вынуждены мириться, ведь даже мотоблок, выпущенный в СССР, даст фору элегантным аппаратам из Китая.

Выпуск МТЗ-05 прекращён ещё в 1992 году, и фермер не сможет купить новый мотоблок. На вторичном рынке предлагают экземпляры б/у, которые уже исчерпали ресурс. Цена мотоблоков в «убитом» состоянии начинается от 5 тыс. руб. Модели, которые могут работать сразу, оценивают в сумму от 10 до 20 тыс. руб.

Видео

Резюмируя, скажу, что мотоблок МТЗ-05 вписан в историю «Минского тракторного завода» как образец надёжной, простой в эксплуатации техники. Недаром фермеры пользуются им, оставляя в стороне аппараты последнего поколения. При уходе мотоблок прослужит ещё не один десяток лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector